Парагвайский Вектор

Накануне обретения независимости, основной обьем экономической деятельности на парагвайских территориях , так или иначе зависел от производства и торговли Йерба Мате. Золото действительно обретало "зеленый" цвет - нараждающаяся прослойка промышленников от йерба-сектора, становилась фундаментом будущего правящего класса. Обьем экспорта парагвайского мате был такой, что все остальные его разновидности являлись маргинальными и не существенными по своему проценту  в общей доле. 

 

Тем не менее сама структура этого рынка была очень не устойчивой по многим причинам. Так доставка парагвайской йербы в Аргентину и Уругвай была очень затратной и опасной. А с получением независимости, уже национальное правительство, всеми силами пыталось ограничить влияние йербапромышленников и направить прибыль от торговли йерба мате в госказну. Наконец война с Тройственным Союзом Аргентины, Бразилии и Уругвая окончательно подорвали паравайскую мате-монополию. С этого момента и вплоть до мирового кризиса начала 20 века, основные рынки Аргентины, Уругвая и Европы заняли бразильские Риу-Гранди-Ду-Сул и Парана...

"...В Парагвае йерба мате производят в Puente Aguarai [Aguaray], Curupicai [Kurupika'y], Itanará, Cangüeí [Kangue'i], Viñal, Caagüagüe [Ka'agua kue], Arenilla, Piracaí [Piraka'i], Mbaracayá [Mbarakaja], Pecurí, Aguaé, Curú [Kuru], Yerutí [Jeruti], Toribio, Mbocayatí [Mbocayaty], Morombí, Tayazucatí [Tajasucati], Ipiati, Pirai [Pira'i], Ibiratí [Yvyratî], Aracangüi Arakangue], Ñandurocai [Ñandurokay], Caremá [Karema], Iribucuá [Yrybukua], Mondaí [Monday], Japepo, Mbaeberá [Mba'everã]  после его дсотавляют в порт на берегу Параны, Tacurupucu [Takurupucu] . Далее мате на каное транспортируют в Буэнос-Айрес . Этот путь очень опасен и затратен: речные пороги, нападения индейцев и разбойников.

...

Еще я не упомянул о палантациях в Тrinidad, Jesús, Jutí [Yuty], Caasapa [Caazapá], Villa-Rica, San Joaquín, Caihó, San Estanislao, Icuamandiyú [Ycuamandyyú o Ykuamandyju] и Concepción. В районе последенeго делают очень хороший и душистый мате Carema и Curiú , с листьями лаврового и светло оранжевого цвета. Самый изысканный на цвет, запах и продолжительноть вкуса. Он продается по более всокой цене, чем остальной мате.

...
Раньше среди индейцев, ритуал  назывался каа-мини и мате состоял из одних листьев. Теперь его делают с палочками. В настоящее время мате распостранен от Лимы до Буэнос-Айреса и Чиле, но не достиг Апуримак и Амазонки.
...
Распотранение йерба мате приводит к столкновениею с индейцами, так как плантаторы занимают их земли. Иногда будучи не в состоянии причинить вред хозяевам, индейцы нападают н плантации и сжигают их. Иногда получив подарки от плантатров(мачете, топоры, ножи пончо) касик удовлетовряется и индейцы не беспокоят фермеров. Самые свирепые и коварные из индейцев, которые наносят большой урон плантациям мате, живут Curuguatí [Curuguaty], Icuamandiyú [Ykuamandyju], Palomares. Те, что живут вблизи Консепсьона, напротив гостеприимны и дружелюбны.
...
Мате является очень дорогостоящейся, но портящимся из-за влаги травой. Нередко пока она доставляется мулами на побережье, дожди приводят груз в негодность. Бывает что она промокает в трюмах. Очень важно как можно быстрее доставить мате заказчику. Еще поэтому йерба Caremá и Caihó является лучшей..."
 
Мариано Антонио Молас (1780-1844) "Дерево,Текстиль и Йерба Мате в бывшей провинции Парагвай" 

Специально для www.ecomate.ru подготовил Дмитрий Киселев (www.mateman.com.ua)