Миссия Выполнима. Место Без Зла.

 

Трудно, если вообще возможно, говоря о истории и культуре Йерба Мате, не коснуться одного из главных действующих лиц этого действа - Общества Иисуса Нашего Христа. В миру - иезуитов. Именно ими в начале XVII века на территории современного парагвайского и аргентинского Мисьонес, было создано теократическое государственное образование, известное теперь, как Империя Иезуитов.

Многие исследователи называют те времена, не иначе как "Золотым Веком Ордена". Созданный в период 1537—1541 гг. небезызвестным Игнатием из Лойолы, Орден за историю своего существования знал времена упадка и расцвета. В его членах состояло большое количество таких замечательных личностей, как Антонио Вийера, Балтасар Грасина-и-Моралес, Руиз Де Монтойя, Диего Гонсалес Ольгин и др. Однако встречались и проходимцы. Не случайно, в те самые времена, существовало определение - "хитрый(коварный), как иезуит". Словом, как всякий грандиозный проект, Орден представлял из себя весьма неоднозначное явление, что было полностью справедливо сказать и о его деятельности в Южной Америке.

Иезуиты появились в Парагвае в 1558 году через пятьдесят лет после основания Асунсьона. И стали продвигаться в глубь не освоенных испанцами территорий. Где,  вскоре, ими был налажен близкий контакт с гуарани. Проповедуя Божье Слово, святые отцы по мере упрочивания своего влияния на индейцев, создавали подобие государственного устройства. Так ими организовывались поселения гуарани - редуксьонес, где расселение проходило по образу бараков-общежитий на множество семей. В отличии от гражданской власти(испанской, португальской) их отношения с аборигенами не носило жестокого характера. Не случайно последние называли иезуитские редуксьонес "местами без зла".

Напротив иезуиты обучали индейцев ремеслам, грамоте. Проявляя такт и терпение, им  в итоге удалось напрочь исключить возможность восстаний среди местного населения. Так же монахами создавались отряды самообороны из индейцев, для противодействия работорговцам. Некоторые из них, вроде  Антонио Руиса де Монтоя, и вовсе совершали поступки, достойные эпитета "героические". Дабы воспрепятствовать постоянным набегам португальских бандейрантов на территории индейцев, Де Монтойя организовал невиданную для тех времен, акцию по спасению около 15000 индейцев. Эвакуация в парагвайские миссии проходила на нескольких сотнях плотах и бесчисленных каное. Как сказал немецкий юрист Рудольф фон Йеринг: «Эта экспедиция была одним из самых необычных предприятий известных истории». Кроме этого Руис де Монтойя известен, как человек давший грамоту гуарани. Именно им был составлен первый словарь и разработана грамматика.
В период расцвета на территориях миссий проживало до ста тысяч индейцев. С временем, по ходу того, что миссии развивались и богатели, росло и количество
недовольных, из числа представителей местных испанских и португальских властей. В 1767 году испанский король Карлос Третий изгнал иезутов со всех своих владений. На их землях появились новые хозяева, узаконившие невиданные здесь новые рабовладельческие порядки. Индейцы ушли в сельву, а миссии постепенно пришли в запустение.
Вместе с этим были почти утрачены многие технологии культурного выращивания и последующей обработки Йерба Мате, поднятые иезуитам на высокий уровень. Интересен сопутсвующий этой теме пример миссионерских приемов иезуитов, описанныйВ. Е. Резниченко, в статье "Зеленая кровь" Южного Конуса.:

"Фома Неверующий посещает Америку
Фома, по прозвищу Близнец, - один из двенадцати апостолов. Его называют еще Неверным или Неверующим, поскольку он позволил себе сомневаться в чудесном воскресении Христа, пока не убедился в этом лично, вкладывая тому перст в раны от гвоздей и руку в ребра. За что и получил от своего учителя упрек: "Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие".
В Библии Фома упоминается не слишком часто. Естественно, там нет ни слова о его поездке в... Южную Америку. Между тем, в самой Южной Америке такая версия существует. В соответствии с ней, галилеец Фома был первым белым человеком, посетившим Новый Свет - еще за четырнадцать столетий до плавания Христофора Колумба.
Отзвуки этой легенды я обнаружил в фольклоре индейцев гуарани. Стихотворение, сочиненное в форме классического испанского романса, рассказывает о том, как Фома шествует по берегу реки Парагвай, изучая по пути местное наречие, чтобы его проповеди были понятны аборигенам.
Картинка нарисована идиллическая. Пумы, ягуары, змеи, москиты и осы, видя Христова посланника, смиряют свою злобу, пчелы дарят ему мед, а деревья - плоды и прохладу своих крон. Обрадованные индейцы предлагают святому навсегда остаться с ними, провозглашая его своим вождем.

...Но Фома спешит в дорогу:
"По велению Христа, -
говорит он, - я другие
должен посетить места.

А, прощаясь, вам на память
я хочу в подарок дать
парагвайский чай - да будет
с вами Божья благодать!"

Молвив так, он входит в реку,
блещущую, как хрусталь,
и она святого к морю
в дальнюю уносит даль.

Плачут о его уходе
бедные гуарани,
и вернуть Фому обратно
просят Господа они."