Круг Terere: Парагвай

Народный вариант создания Tereré гласит, что этот способ употребления йерба мате, появился во время так называемой войны Чако 1932-1935, между Парагваем и Боливией, среди парагвайских солдат. По одной из версий они придумали холодный - Tereré из-за невозможности пить горячую йербу во время зноя, на своих и так полыхающих позициях. А по другой, из-за  боязни разжигать костры, дабы не демаскировать себя перед противником. Считается, что именно после возвращения домой ветеранов этого конфликта, Tereré начал набирать популярность во всем Парагвае и дальше, со временем на континенте. Хотя среди исследователей и любителей йерба мате из Аргентины и Бразилии, есть аргументированное мнение о гораздо более ранних сроках начала этой традиции - среди индейцев гуарани. В любом случае, сам термин "Tereré" - это звукоподражание звуку последнего глотка из гуампы.

Интересно, что являясь носителем довольно общей и консолидированной "парагвайской" традиции употребления, в церемонии Tereré, есть и весьма любопытные, региональные "фишки". Например, "Русский Tereré", пользующийся большой популярностью в южной части Парагвая(район Итапуа). Придуман он, прибывшими туда русскими(в контексте этого упоминается, прежде всего, некто капитан Блинов) воевавшими на стороне парагвайцев в войне Чако. В "оригинальной" рецептуре которого, вместо воды значится апельсиновый сок и местные травы(мята, хвощ, буррито, кока, полео). Между тем обычный, "водный" способ именуется "Мейсон terere". 

Своеобразным подтверждением "русского" следа в истории терере, так же могут служить, многочисленые упоминания традиции йерба мате, в известном "памятнике" иммигрантской литературы, повести князя Карачеева-Карачевского "Парагвайская надежда":
"Парагваец извлек из сумки небольшую, выдолбленную внутри и полированную снаружи тыквочку, из полотняного мешочка насыпал в нее чего-то похожего на махорку или на мелко искрошенное сено, долил колодезной водой, вставил внутрь металлическую трубочку с сетчатым наконечником и протянул это приспособление генералу."
Разумеется, что все это, начиная с версий создания, географией "настоящего" Tereré и заканчивая различиями в приготовлении, носит нынче весьма и весьма условный характер. Надо полагать, что вслед за Главным Создателем - Тупой, основным фактором появления этой разновидности йерб мате, стала все-таки обычная для этих мест, тропическая жара. Вряд ли житель севера Аргентины или аргентинского Чако, откажет себе в удовольствии испить в летний зной, холодного мате. Так же и житель бразилького  юга или юго-запада, в это самое время, пожалуй оставит Классический горячий Шимаррау, до "зимних деньков". Бразильская "разновидность" тоже имеет массовый статус и ритуализирована. О вынесенном в заголовок Roda de Tereré из Мату-Гросу-Ду-Сул я расскажу в следующей статье. Но сегодня совершенно очевидно: одним из самых главных факторов своей национальной идентичности, Tereré сделали именно парагвайцы. Известные на континете особенного рода "флегматичностью" - парагвайской транкиллой, сегодняшние гуарани в "лице" Tereré нашли решающее дополнение, своему всегдашнему релаксу и позитиву.
Необходимые условия которых, широко теперь известны:
- гуампа(из рога, копыта, дерева, пластика, металла - не суть) или тыква(чаще поронго)
- специальный термос
- йерба(обычная или с травяными добавками)
- лед, вода или сок
Как это выглядит там, можно увидеть на фотографиях любезно предоставленных нам Хорхе Унамармотой. Неутомимым популяризатором "Парагвайщины", человеком по-настоящему влюбенным в эту землю и народ ее населяющий. Кроме того, на егo Пискасе размещено большое количество других, интереснейших фото-фактов, из жизни современного Парагвая.
 
El pais de terere - el mundo de terere:
 











продолжение следует...

Дмитрий Киселев.
фото: