Грани Традиции: Эль Пато


Следуя традиционному взгляду на мир, не трудно запутаться в том, что вообще, есть эта традиция, с чем ее едят и откуда ее корни. Что бы легче разрешить эти вопросы, обратим свой взгляд на явление, так или иначе соприкасающиеся с интересующим нас феноменом. Кто-то из адептов йерба мате-культуры предпочитает проникаться вещами широко известными и являющимися символами стран, эту культуру исповедывающими: футбол, асадо, танго, поло. Все это подается в исполнении колоритных портеньо, гаучо и прочих "гуарани" и "чегевар". Но в этом способе познания мира, всегда имеются прорехи, которые, таки лишают возможности, дополнить эту культурную картину, по-настоящему  любопытными деталями...

И так я представляю игру номер один в Аргентине. Когда-то запрещамую властями и порицаемую Святой Церковью. 
Речь о "конном баскетболе с уткой". Нет, автор не сошел с ума и не подбрасывает печатную "утку". Я говорю о 
аргентинской национальной забаве - игре "Пато"...Правила ее просты и схожи с международным вариантом "Утки", конболом - выросшим из нее же:
две команды по четыре человека соревнуются в забитии "утки" - специальной плетенной корзины с шесть ручками с 
мячом внутри, в сетчатое кольцо, на игровой площадке длинной до 220 метров и шириной до 90. Называется это все "эль пато", потому что в заповедные времена, в корзину вместо мяча, помещалась утка. Иногда живая, иногда нет...
Первое упоминание о ней датируется началом семнадцатого века. Согласно хронисту Феликсу де Азара, в 1610 году в 
Буэнос-Айресе, в честь беатификации Игнатия Лойолы, помимо основных праздничных мероприятий, была проведена 
встреча по игре в "эль пато". Как писал иезуит Диего де Торрес Белло, 16 июня во всех селениях Рио Де Ля Платы, 
беатфикация была отмечена молебнами и песнопениями, а вот в Буэнос Айресе, прямо перед церковью разыгралось невиданное доселе сражение в странную игру, с использованием в качестве игрового снаряда, утки, помещенной в плетеную сферу с ручками. Поначалу святые отцы, хоть и настроженно, но в общем багосклонно отнеслись к забавам своих прихожан. Но уже через год, тот же Диего де Торрес Белло, пишет в Лиму о ужасных последствиях этих поединков - насмерть затоптанных и покалеченных игроках, поножовщине среди болельщиков и прочем негативе. Интересно, что как только эта традция стала набирать популярность среди колонистов, тут же ее начали осваивать и индейцы...
Как писал аргентинский писатель Уильям Хадсон к началу 19 века "Эль Пато" обрела статус национальной игры номер 
один. Несмотря на любовь к "утке" среди аргентинцев, запреты преследовали ее практически с начала распостранения.
Первый же, официальный, на территории Рио де ля плата, случился 23 февраля 1739 года. В 1796 году последовал 
церковный указ о недопутсмости игры "эль пато", карающий "отлучением от церкви". В 1822 году уже на уровне независимого аргентинского правительства, было введено уголовное наказание за участие в "эль пато". За "первый раз" - два месяца исправительных работ, за рецедив - шесть...
В наше время "Утка" особым указом правительства Аргентины, обрела официальный национальный статус. Регулярно проходят турниры, начиная от чемпиоатов страны и заканчивая международными соревнованиями. Дерби  с соседями на манер "эль гранде классико" Аргентина - Бразилия, вызывают отнюдь не меньший резонанс в болельщицкой среде. чем перепитии борьбы на футбольных полях. Экзотичность же игры, вызывает у зарубежных очевидцев, ассоциации оригинальные одна другой. Так репотер Уолл Стрит Джорнэл, Мэтт Моффет, в своей статье о этом явлении назвал его "Сумасшедши фуболом".  Но главное, конечно же не это , а то, что "Эль Пато" - это еще один "железобетонный" символ идентичности криожье, как и йерба мате, асадо, танго и футбол.

Дмитрий Киселев