Грани Традиции: Chamame

 

 

Следующий, в череде отображений характера аргентинского бытия и сущности культуры йерба мате, как составного или даже стерженвого явления - музыкальный стиль "чамаме". То, что звучит на доме(аргентинское родео), на привале под стрекот костра, булькание павы и шипение асадо. То, что выходит из гаучо, когда чертовка ля вида, играет на струнах его души...

Само слово "чамаме" происсходит из языка гуарани "ñe'? mbo'e jeroky", что означает "танцевальная песня". В привычном народном варианте исполнения чамаме ведется при помощи аккордеона(бандеона), гармоники, гитары. Но провинциальные традции исполнения допускают различные дополения и варианты. Всего традционных вариантов, пять:

Окраинное чамаме - в нем заметно влияние танго. Печальное чамаме cangüí. Чамаме масета - бальное, праздничное, массовое чамаме. Чамаме caté - исполняется в аутентичном индейском стиле, на языке гуарарни и считается наиболее "элегантным" вариантом. Юмористическое чамаме rory -веселое, похожее на знакомое нам творчество, "юмористов-куплетистов"

Регион чамамесера - это не только Корриентес, Мисьонес и вообще, аргентинская Мессопотамия, но и Уругвай, весь юг Бразилии и Парагвай. Мы же остановимся на аргентинской разновидности, ибо едва ли не самым ярким ее представителем на данный момент является, аргентинец, из семьи украинских иммигрантов Орасио "Чанго" Спасюк. Рожденный в провинции Мисьонес, в Апостолесе, Чанго с детства впитывал любовь к народной музыке от ближайших членов своей семьи. Отец и родной дядя будущего мэтра сами были не прочь помузицировать, первый играл на скрипке, второй - на гитаре. Но кроме народной украинской музыки, влияние на молодго аккордеониста оказывал и местные стили. Не мудрено, что восхождение на вершину олимпа "чамаме", пошло прямиком оттуда, из родного мисьоновского Апостолеса. Альбом 99 года, "Польки моей земли", так же был посвящен Мисьонесу. По задумке, он отражает сам дух этой провинции - традицию многонационального дома и братства народов его населяющих. Не обошлось в этой работе и без украинских мотивов.
 
Основные вехи творчества Чанго Спасюка: переезд в Буэнос Айрес и учеба у известного пианиста и преподователя музыки Норберто Рамоса - приз на фольклорном фестивале Коскин в Кордобе - участие, в качестве сессионого музыканта в культовом аргентинском рок-коллективе Divididos - приглашение на джазовый монреальский фестиваль - джэм-сэйшены С Пэтом Мэфэни и Джоном Маклафлином...

Кроме того,  успешная концертная и альбомная деятельность Чанго, не могли остаться незамеченными, у жюри ведущих наград года во всем мире. World Awards от BBC Latin Grammy, приз от Rolling Stones, а так же многие континентальные награды за вклад в развитие фольклорной музыки. Сейчас Чанго - самая настоящая музыкальная звезда, первой величины. Начавший свое творчество с традиционной музыки, он продолжил и развил его, до высоких образцов многоранной world-music. Убедиться в универсальности его музыкальных подходов можно на примере дуэтов Чанго с мастерами различных жанров: от Бобби Макферина до Мерседес Сосы

дискография:

Chango Spasiuk (1989)
Contrastes (1990)
Bailemos y... (1992)
La ponzoña (1996)
Polcas de mi tierra (1999)
Chamamé crudo (2001)
The Charm of chamamé (2003 recompilation, Germany)
Tarefero de mis Pagos (2004)
Pynandi - Los Descalzos (2008)

Дмитрий Киселев

фото: Igor Alecsandr / UNCUYO /