Бразилия: назад в Пампасы. Часть первая

"Быть может тогда мир узнает,
Что Юг существует тоже…."

                                               Марио Бенедетти

Как-то так сложилось, что для того, кто имеет более менее полное, представление о бразильском житье-бытье , не вызывает сомнения факт,  яркой мультикультурности тамошнего общества. Мы почему-то уверены, в априорно  мирном сосуществовании афробразильцев и выходцев из Европы. Воспитанные на бразильском футболе, музыке, кофе - трех китах ее культурного экспорта, мы даже не отдаем себе отчета в том, что многие моменты социальной напряженности, это не только вопросы уровня жизни бедных и средних слоев населения. Но и весьма актуальные проблемы, острого взаимодейтсвия белой и цветной культуры, где сама экономическая подоплека, в один прекрасный момент, просто напросто перестает играть определяющую роль, а ей на смену приходит агрессия,  с известной долей, популистской аргументации, характерной для межрассовых и национальных конфликтов. Недавние бои в фавелах Риу, яркая тому иллюстрация. Существет мнение, что расизм и как следствие дискриминация в правах афробразильцев - давняя и усиленно замалчиваемая проблема бразильского общества.

Так и не получившие со времен отмены рабства, сколь-нибудь одинаковых прав и возможностей,  уравнивавших хозяев и их бывших рабов, последние из поколение в поколение, благодаря неэффективным экономическим действиям государства, стали основной движущей силой сегодняшних социальных и рассовых проблем. Рассадником которых, являются миллионные и по большей части "черные" фавелы. Там процветает траффик наркотиков, проституция , болезни. А "опекуны" этих процессов зачастую имеют и "идейный" стержень, представляясь миру эдакими Нарко Гудами. Печально известная Commando Vermelho организуя наркотраффик, успевает еще и проповедать  "Мир, Справедливость и Свободу". Кое-кто, по долгу службы имеющий дело с этими "борцами за свободу" и вовсе не видит приемлемого выхода из сегодняшней незавидной ситуации, прямо  называя происходящее, не иначе как "гражданской войной".

Не удивительно, что трудности севера и востока, находят мягко говоря, не однозначный отклик у жителей благополучного Юга.
Добившиеся за счет развитого сельского хозяйства устойчивого экономического веса и перспективы развития, южные штаты, уже давно стали своеобразной туристической витриной Бразилии. Не меньше, а где-то даже и больше, чем уже набивший оскомину Риу:

"немцко-бразильский" Блуменау с его знаменитым Октоберфестом,

"немцко-бразильский" Блуменау с его знаменитым Октоберфестом,

 

Нову-Фрайбургу - "идеальное" итальянско-немецкое местечко

Нову-Фрайбургу - "идеальное" итальянско-немецкое местечко,
центр кофейного производства Лондрина, фестиваль в Грамаду,

 

пляжи Санта-катарины, Сьерра-Гаушу, Водопады Игуасу

пляжи Санта-катарины, Сьерра-Гаушу, Водопады Игуасу

На юге, очень в ходу, разного рода нелецеприятные высказывания о "нахлебниках" с севера, а фраза "Мы - не Бразилия!" имеет варианты толкования от мягкого, сугубо культурологического, до жесткого с сепаратистским уклоном. Автор этой статьи лет десять назад имел "околофутбольную" беседу с уроженцем Порту Алегре, в ходе которой впервые и услышал пару тройку фраз, на темы от бразильского "понаехали тут всякие" и  "за Интернасьональ болеют "прету", до все той же "Мы - не Бразилия". Сам Маркиньюс(так звали моего собеседника) был далеко не "арийской" внешности, но свято верил в свою принадлежность к "народности" гаучо. Такого рода настроения живут у определнной части населения двух других южных бразильских штатов Параны и "бразильской Европы" - Санта-Катарины. Парламент последней, в середине 70-ых даже обявлял об отделении от Бразилии, но вовремя спохватился, перед угрозой общенационального вооруженного конфликта.

    

Как правило проблемы подобного рода имеют "жирный" исторический след. И этот случай, совсем не исключение - конфликты разной степени, между центральной властью, будь то колониальная португальская или федеральная бразильская, начались, чуть ли не со дня основания первых поселений на территрории юга. Так Тордесильясский договор между королями Испании и Португалии о разделе мира 7 июня 1494 г. был заключен гспустя год, после выхода булл о разделе мира между Испанией и Португалией папы Александра VI. В этих буллах демаркационная линия, разделяющая испанские и португальские сферы заморской экспансии, намечена была в 100 лигах к западу от островов Зеленого Мыса. Таким образом, Португалия добилась в Тордесильясе переноса границы на 270 лиг к западу. После этого португальская зона включала почти всю Атлантику и значительную часть(до 50° западной долготы от Гринвича) Бразилии, которая была 6 лет спустя открыта португальским мореплавателем Педро Алваресом Кабралом.

В дальнейшем, изменение границ португальских владений, активное заселение юга европейскими колонистами, географическая близость "испанских" земель, недовольство императорским домом - все это вылилось в конце-концов, в значительные исторические события: "Революцию оборвацев" под предводительством Бенту Гонсалвиша, Дави Канабарру и небезывестного Джузеппе Гарибальди, прокатившуюся по Риу-Гранди-ду-Сул и Санта-Катарине, с провозглашением независисмости в 1835-1839 годах, в обоих провинциях и основанием Республики Риу-Гранденсе со столицей в Пиратини и Республики Жулиана со столицей в Лагуне.

И не удивительно, что в наши дни находятся горячие головы, требующие пересмотра нынешнего положения, в сторону обретения независимости южных бразильских земель. Есть здесь и свои "жириновские с лепенами", вроде не менее одиозного, идеолога самопровозглашенной виртуальной Республики ПампаАйртона Маркса.

Противники сепарaтистов обзывают их "аргентинцами", напирая в аргументах на тезисы из различных прокламаций "пампаистов", в которых те, утверждают о различиях юга и остальной Бразилии в пользу исторического испанского фундамента и смешания культур. Действительно "пуртугейш" юга - это в большей степени, "пуртуньола" - фронтерису(приграничный) или мистураду(смешанный). Много общего здесь и в культурных предпочтениях, аналогии можно проследить от аргентиснкого Корриентеса, уругвайских равнин до Порту Алегре на бразильском побережье - от музыки
Chamamé

и Тснé

до Erva и Yerba Mate

мама Ноэль - бразильская Снегурочка из Канелы

продолжение следует...

Дмитрий Киселев. Специально для www.ecomate.com.ua